Самоходная АЭС

Самоходная АЭС

Проект первой мобильной АЭС

Еще в 1955 году один из светил атомной промышленности Советского Союза, Ефим Славский, который впоследствии стал главой Минсредмаша, предложил разработать мобильную атомную электростанцию. Данная станция смогла бы снабжать электричеством военные и гражданские объекты, которые расположены в дальних районах Сибири и Крайнего Севера.

Эскиз проекта электростанции появился в 1957 году и через два для строительства прототипа ТЭС (транспортируемой электростанции) выпустили первое оборудование.

Авторам этого проекта, выбирая нужное инженерное решение, приходилось думать в первую очередь о безопасности.

В 1960 году новое энергетическое оборудование было установлено на гусеничное шасси, которое позаимствовали у танка Т-10, что производился в те годы. Однако, для электростанции его пришлось удлинить. Назвали эту машину энергосамоход.

Мощность турбогенератора этой станции составляла 1,5 тысяч кВт. Как и любой атомный реактор, ТЭС-3 стал источником радиоактивного излучения, поэтому, первое время вокруг самохода насыпали земляной вал, который должен был защитить обслуживающий персонал от излучения.

Испытания ПАЭС

В конце лета 1960 года первую ПАЭС привезли в Обнинск для испытаний на площадку физико-энергетического института. 13 октября 1961 года произвели первый пуск станции.

Контрольные испытания проходили до 1965 года. На этом, можно сказать, что история первой мобильной атомной электростанции и закончилась.

Плавучая АЭС

Параллельно с этим проектом Обнинским институтом создавался еще один проект. Его результатом стала плавучая атомная электростанция «Север» с подобным реактором.

Так же как и ТЭС-3, АЭС «Север» проектировали для обеспечения электроэнергией военных объектов. Однако, в начале 1967 года Министерство обороны отказалось и от плавучей станции. Были остановлены все работы и на наземной ПАЭС.

Поиски областей применения мобильных АЭС

В конце 60-х все-таки теплилась надежда, что этому труду обнинских специалистов все-таки найдется полезное применение, например, при нефтедобыче, когда в недра необходимо закачать много горячей воды, чтоб поднять сырье на поверхность.

Также был рассмотрен вариант применения ПАЭС на скважинах районе Грозного. Однако, эксплуатация ТЭС-3 была признана бессмысленной и в 1969 году установка была навсегда законсервирована.

История продолжается

Однако, история мобильных станций на этом не закончилась. Начало белорусскому проекту Памир 630Д было положено еще в начале 60-х, результат был получен уже во времена руководства Горбачева. Но после аварии на ЧАЭС его закрыли из-за страха перед радиацией.

Передвижную АЭС Памир планировали использовать для электроснабжения радаров ПВО, если штатные устройства питания будут недоступны. Также его можно было применять в районе, где произошло стихийное бедствие.

Однако после аварии в Чернобыле проект закрыли и все готовое оборудование уничтожили!

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.