Электростанции, как и любые другие устройства, которые использует человечество, появились не сразу. В 80-х годах прошлого века такое оборудование называли блок-станциями. В качестве их двигателей применялись поршневые паровые машины либо двигатели внутреннего сгорания. Чтобы удешевить паросиловую часть данных станций были использованы локомобили.
Первые блок-станции были построены во Франции. Затем их возводили в нашей стране, они предназначались для освещения Литейного моста в Санкт-Петербурге в 1879 году. В конце 1881 года стали разрабатываться такого рода станции с лампами накаливания и дуговыми лампами.
Но идея производства электрической энергии была настолько популярна и экономически решаема, что вскоре появились первые центральные электростанции. По проекту они должны были служить в качестве источника питания осветительной нагрузки и вырабатывать постоянный ток.
Известно, что в этом же году (1881) финансисты Америки были шокированы успешностью ламп накаливания, поэтому заключили договор с Эдисоном, которой способствовал строительству первой в мире центральной электрической станции. А в начале осени 1882 года данное сооружение было сдано в эксплуатацию.
Опыт использования станций
Генераторы на станции имели охлаждение искусственного вида, от них шло соединение с двигателем. С помощью автоматического режима происходила регуляция напряжения. Плавкие предохранители обеспечивали защиту устройства от токов короткого замыкания. Электростанция того времени смогла снабдить электричеством район площадью 2,5 километров. Замечено, что после ее возведения в Нью-Йорке стали строить новые подобные сооружения.
Главная особенность первых электростанций переменного тока состоит в том, что всю работу выполняют отдельные машины в полной изоляции. Легко вычислить, насколько затратными при таких условиях были электрические сети, на возведение которых уходило огромное количество меди и изоляторов.
В нашей стране крупные станции однофазного тока были возведены в конце 80-х годов. Первая появилась в Одессе и в основном использовалась для освещения театра. Она представляла собой новое для своего времени оборудование, была оборудована четырьмя котлами с мощностью 160 кВт и частотой 50 Гц., где расход топлива составлял 1,4 кг/кВт ч.
Следующая электростанция появилась в Царском селе с протяженностью воздушной сети 64 километра и только по прошествии 2 лет в Москве. Кстати, Царское Село в то время было первым городом в Европе, в котором существовало электричество.
В итоге, как мы видим, опыт использования центральных электростанций и сетей однофазного тока показал все положительные и отрицательные стороны переменного тока, после чего были выявлены ограниченные пределы его применения. Таким образом, однофазная система не давала полноценного развития электроприводу, поэтому широкого применения она не нашла.